Московская городская организация Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов"
(495) 953-14-35
(495) 959-20-51 mgo_voi@mail.ru | |
Фотогалерея |
Главная Реабилитация и социальная адаптация детей, подростков и молодых инвалидов
Реабилитация и социальная адаптация детей, подростков и молодых инвалидов
21.05.2017
Программа разработана на основании действующего ПИЛОТНОГО ПРОЕКТА «Социальная реабилитация и адаптация молодых людей с ментальной инвалидностью при помощи отдельных дисциплин ездового спорта и методик канистерапии», реализуемого с 2014 г. спортивным клубом инклюзивного типа «ШАЛОПАИ СЕВЕРА» на базе ГКУ ЦССВ «ЮЖНОЕ БУТОВО»; Программа (Соглашение о совместной деятельности ЦСПСиД «Западное Дегунино») стала победителем в северном административном округе г. Москвы и была представлена на выставке «Парк социальных технологий» организованной ДТСЗН г. Москвы в 2015 г.;
Цели и задачи проекта: Миссия – оптимизация жизнедеятельности подростков и молодых инвалидов в социум; Цель – формирование толерантного отношения к детям, подросткам и молодым инвалидам;
Целевая группа: Дети, подростки и молодые инвалиды без ограничений по диагнозу и/или физическим возможностям: - инвалиды способные к самообслуживанию – без сопровождения; - инвалиды с частичным или отсутствием самообслуживания – с сопровождением;
Ожидаемый результат: - Повышение реабилитационного потенциала инвалида средствами коррекции физического развития и создания устойчивой мотивации, в том числе в профессиональной и социальной сферах жизнедеятельности инвалида. - Содействие формированию среды, благоприятной для реабилитации инвалида, включение семьи и близких людей в процесс;
эффективные социальные методики и технологии для достижения целей и задач программы (проекта)
Тяжелее всего помочь тем, кто больше всех нуждается в помощи
Не секрет, как тяжело замотивировать инвалида. В проекте, в систему традиционных технологий (физиотерапия, трудотерапия, музыкатерапия, арттерапия и т.д.) встраиваются методики канистерапии. Которые строятся на принципах открытой или скрытой мотивации, где основным мотиватором и средством реабилитации является специально подготовленная собака. Такой подход позволяет гармонично встраивать в программу различные виды и методы реабилитации, полнее раскрывать и использовать потенциал каждого инвалида. При этом, мотивационная составляющая и доверие, от занятия к занятию только увеличивается. Этот феномен, лежащий в основе канистерапии, хорошо изучен и научно доказан. Дети доверяют собаке больше чем взрослым. Дети не стесняются собаки и не ждут он нее оценки своих действий, а потому эти действия не стеснены ожиданием стресса. Как справка: Идея использования собаки в реабилитации, адаптации и социализации инвалидов возникла в США в 80 годы прошлого века. Автор первой методики Борис Левинсон написал первый учебник и придумал для нее название – канистерапия (от слова «канис» - собака на латыни). В настоящее время термин канистерапия обозначает как реабилитацию больных, страдающих различными расстройствами, так и социализацию трудных подростков, обучение и развивающие игры для детей страдающих врожденными и приобретенными заболеваниями нервной системы, опорно-двигательной системы, поведения, зрения, слуха, эмоциональной и интеллектуальной сферы, если эти мероприятия проводятся при помощи специально подготовленных собак. Условно, канистерапию можно условно разделить на четыре основных направления:
Это любые виды реабилитации и абилитации при помощи собаки, в том числе нейрореабилитация, двигательная реабилитация, психологическая и социальная реабилитация.
Это адаптивный спорт с собакой, гимнастика, лечебная либо адаптивная физкультура, спорт с собакой для психологически и социально неблагополучных людей.
Это развивающие занятия, логопедия, восстановление или обучение бытовым навыкам, работа с дислексией, любые обучающие программы с собакой. Методика сочетает в себе элементы эрготерапии в части мотивированного обучения и психотерапию.
Применение методик канистерапии требуют участия специалиста – канистерапевта и специалиста соответствующего поставленной задаче (реабилитолога, педагога, тренера, специального педагога, психолога, и т.д.), сочетает в себе методики лечебной и адаптивной физкультуры, эрготерапию, психотерапию.
Собаки, используемые в канистерапии, отобраны, подготовлены и тестированы по программе «Собака – средство реабилитации» и/или «Собака – помощник в реабилитации» имеют документы, дающие право их использования в канистерапии.
В США субсидируются государственные программы с использованием канистерапии, в том числе программа «читаем с собакой», в которой, посредством собак-помощников учат читать детей страдающих дислексией.
В настоящее время, канистерапия как метод медицинской реабилитации активно используется в развитых странах, таких к США, Канада, Япония, страны Европейского Союза.
Методики канистерапии используются при ДЦП и расстройствах аутического спектра, рассеянном склерозе, нейротравме, различных психических заболеваниях, расстройствах социальной и эмоциональной сферы, депрессиях.
Канистерапия применяется при посттравматических расстройствах психики, включая «синдром ветерана» (военные госпитали), неврозах, последствиях инсультов. Метод эффективен для снижения тревоги и стресса у онкологических и кардиологических больных, при заболеваниях опорно-двигательной системы, при обучении пациентов с врожденными и приобретенными заболеваниями нервной системы и психики, в частности при амнестических расстройствах.
Широкая область применения методики обусловлена минимум противопоказаний к ее применению (канистерапия противопоказана лицам, с ярко выраженной аллергической реакцией на собачью слюну или шерсть и больным бронхиальной астмой, в период ее острой фазы) |